Вокзал Калининград-Южный
Железная дорога в Кенигсберг – бывшую столицу Восточную Пруссии – пришла из Берлина 2 апреля 1853 году. Почти одновременно с открытием движения пассажирских и грузовых поездов между Берлином и Кенигсбергом в городе был сдан в эксплуатацию первый ж.д. вокзал, который назывался Восточным. Затем до 1900 года были сданы еще 3 вокзала (Пиллауский, Кранцевский, Земландский). Развитие транспорта и увеличение пассажиропотока потребовала строительство большого вокзала. Поэтому уже в 1896 году возникла идея его строительства. В 1914 году АО «Флендер» в Дюссельдорфе (район Бенрат) получило заказ на изготовление стальных конструкций дебаркадера длиной 178 метров и шириной 120 метров для нового вокзала. Строительство главного вокзала в Кенигсберге началось в 1914 году, но разразившаяся в 1914 году Первая мировая война на долгое время прервала начатую в Кенигсбергу стройку. Возведение главного железнодорожного вокзала получило продолжение в 1920 году после преодоления послевоенного кризиса в Германии. После девятилетней стройки 19 сентября 1929 году в торжественной обстановке вокзал был открыт и на сегодняшний день является памятником архитектуры регионального значения. Вокзал построен по проекту архитектора Корнелиуса, Берлинский институт железнодорожного и высотного строительства. Первоначально фасад вокзала украшала скульптурная композиция Германа Брахерта «Хронос, управляющий конями» (Бог времени). Первоначальное название вокзала было Хауптбанхоф (Главный вокзал). Здание вокзала построено из клинкерного кирпича тёмно-красного цвета очень высокого качества с использованием железобетонных конструкционных элементов (железобетонные элементы не видны снаружи) и облицовано глазурованным лицевым кирпичом. Кирпич для вокзала был изготовлен в знаменитом кайзеровском поместье Кадинен, близ Фрауенбурга-Фромборка (ныне это территория Польши; там производили красивый фаянс и плитку). Освещение вокзала было естественным: дневной свет падал через огромные окна. А стены тоннеля, ведущего к платформам, были облицованы специальной плиткой, впитывающей гарь, копоть и ионизирующей воздух. Внутри здания вокзала справа, на первом этаже, находились магазины, над ними - различные бюро железнодорожного управления. Слева размещались залы ожидания для 1-го и 2-го классов Интересно отметить, что уже тогда было разделение залов ожидания для курящих и некурящих пассажиров. На каждом этаже имелось по дневному ресторану. На первом этаже располагалась большая кухня. В подвальном этаже были туалет, две парикмахерские, кегельбан и винный погребок ресторана. В апреле 1945-го Главный вокзал брали советские огнеметчики из резерва главнокомандующего 11-й армией. Все деревянные конструкции были выжжены дотла. Но, удивительно, уцелела скульптура на фасаде работы Германа Брахерта: бог времени Хронос, усмиряющий коней. После войны сначала ее аккуратненько заколотили досками - и в этом ящике она содержалась почти двадцать лет - а потом все-таки “смахнули”. Теперь на ее месте - герб РСФСР. Вокзал Калининград-Южный восстановлен после Великой Отечественной войны и принят в постоянную эксплуатацию в сентябре 1949 года. В 50-60-х годах, Главный вокзал - получивший впоследствии название Южный. К станции примыкает европейская железнодорожная колея, что потенциально обеспечивает удобство пассажирского железнодорожного сообщения со странами Европы. Уникальность вокзала обусловлена не только архитектурой самого здания, но и тремя дебаркадерами, накрывающими 6 платформ и 10 путей, двумя пешеходными распределительными тоннелями. Дебаркадер состоит из металлического перекрытия с остекленным потолком.