Вокзал Кинель
История железнодорожного вокзала Кинель Куйбышевской железной дороги началась 1 января 1877 года, когда на станцию Кинель в суровую метель прибыл первый железнодорожный поезд. Первоначально станция называлась «Студенцы», так как располагалась на левом рукаве реки Большой Кинель недалеко от маленького села - Новые Студенцы. Размещение станции в этом месте определялось удобством расположения устройств для ремонта паровозов, набора воды и топлива. С 1878 года её переименовали в Чарыковскую, получившую название по имени действительного тайного советника, помещика Валерия Ивановича Чарыкова, согласившегося предоставить свои земли под строительство железной дороги. А в 1885 году его наследник Николай по своей скромности подал прошение губернатору Алабину о переименовании станции. С того времени станция стала называться, как и местная река - «Кинель». Одной из самых первых железных дорог нашего края, проложенных в нём, была Оренбургская, которая соединила Восток с центральной частью России. Самаро-Уфимская железная дорога от Кинеля до Уфы была построена в 1885-1888годах. В 1890году доведена до Златоуста, а в 1892г.-до Челябинска. Это обеспечило ускоренное развитие промышленности Урала и Сибири. Прокладка Уфимского участка Самаро-Златоустовской железной дороги стала наиболее важным для деятельности станции Кинель. Начальным пунктом дороги неслучайно была выбрана небольшая станция второго класса Кинель: выбор пал на неё по географическим, экономическим и социальным причинам. Именно это помогло малой станции превратиться в крупный сортировочный узел Самаро-Златоустовской железной дороги. Знаменательным событием в истории вокзала значится посещение его мест в девятнадцатом веке Фёдором Ивановичем Шаляпиным. Утром 16 мая 1891 года на станцию Кинель прибыл почтово-пассажирский поезд №4. В одном из вагонов стоял у окна, тогда ещё малоизвестный Фёдор Иванович Шаляпин. Из его дневника: « В Самаре прожил два дня и отправился по железной дороге в Бузулук. Места вдоль дороги очень красивые..» С 1894 года началось устройство разьездов с целью увеличения пропускной способности, был открыт длинный перегонный участок Кинель - Похвистнево и Батраки - Кинель. Здание вокзала ранее располагалось в районе нынешнего рынка. Здесь же находилось небольшое локомотивное депо. В 1895 году был построен вокзал на месте ныне действующего. Пассажирское здание вокзала сначала представляло собой половину существующего. В 1936 году возведён пристрой западной и восточной стороны. С тех пор размещение вокзала действует в пределах границ, не изменившихся до настоящего времени. Вокзал Кинель признан архитектурным памятником. Труден и славен путь развития и совершенствования предприятий станции Кинель. Из небольшой промежуточной станции она превратилась в крупнейшую внеклассную сортировочную станцию России - фабрикой расформирования и формирования поездов, связывающей центр страны со средней Азией, Уралом и Сибирью. Во время гражданской войны линия Кинель - Батраки была объявлена на военном положении. Совет рабоче–крестьянской обороны настаивал на маршрутизации хлебных перевозок. В виде экстренной меры для сосредоточения всех усилий на перевозке продовольствия и топлива с 15 марта 1919года на дороге был объявлен «товарный месяц». Официально были отменены все пассажирские перевозки; за этот месяц дорога организовала отправление нескольких сквозных хлебных маршрутов. В результате «товарного месяца» продовольственный кризис в центральных губерниях удалось несколько смягчить. Великая Отечественная война явилась величайшим испытанием для железнодорожного транспорта, обеспечивающая перевозки всего необходимого для нужд фронта и тыла. В эти годы слаженно трудились все службы железнодорожного Кинельского узла. Благодаря этому смогли увеличить пропускную способность поездов в 1,6 раза на напряжённом участке Кинель - Куйбышев, что, конечно же, содействовало разгрому врага. Особо отличившиеся работники были награждены орденами и медалями, весь коллектив станции Кинель дважды оказывался победителем дорожного соревнования, в 1942 году был удостоен третьей Государственной премией ,а в 1943 году награждён переходящим Красным Знаменем Министерства путей сообщения. С 1950 по 1953 годы на станции Кинель производилось строительство перекидного пешеходного моста через пути в районе вокзала. В настоящее время планируется строительство нового современного пешеходного моста.