Курский вокзал
Курский вокзал открылся для пассажиров в 1896 году. Одновременно в газетах было объявлено, что старый Нижегородский вокзал закрывается и все поезда Нижегородского направления будут отправляться с нового Курского вокзала. Вокзал представлял собой симметричное здание с белыми колоннами, двумя портиками и двумя башнями с куполами. Его автором был архитектор Н.И. Орлов. Правое крыло вокзала было отдано Нижегородскому (Горьковскому) направлению, а левое – Курскому. Новая часть здания вокзала была построена и введена в эксплуатацию в 1972 году. Его спроектировал архитектор Игорь Явейн, ведущий специалист в области строительства железнодорожных вокзалов в СССР. В 2008 году проведена реновация вокзального комплекса. Вокзальный комплекс включает в себя пассажирское здание оригинально – архитектурного решения, десять пассажирских платформ, пешеходные тоннели, залы ожидания, камеры хранения, комнаты матери и ребенка (далее КМиР), благоустроенную привокзальную территорию, справочно-информационное оборудование, подсобно-технического помещения (щитовые, инвентарные склады и т. д.). Курский вокзал является пассажирским терминалом станции Москва-Пассажирская-Курская. С этой станции идут скорые и пассажирские поезда, а также пригородные электропоезда (электрички) в двух основных направлениях: Курском и Горьковском. С 21 ноября 2019 года транзитом через Курский вокзал запущены электропоезда МЦД-2 сообщением «Нахабино-Подольск-Нахабино». В 2018-2019 годах проведен ремонт в залах ожидания № 4,5,6 с модернизацией световых точек и обновлением посадочных мест. В 2019-2020 ремонт в санитарных комнатах. В январе 2020 году пилотным проектом запущены в работу автоматические камеры хранения нового формата, проведено благоустройство привокзальной территории на площади 5148 кв.м. с заменой асфальтового покрытия, озеленением территории и реализацией услуг кикшеринга и велошеринга. В феврале 2021 года запушен в работу Зал комфорт на площадях бывшего Вип-зала. В 2021 году Курский вокзал вошел в 10 лучших европейских вокзалов, заняв 6 место по данным международной неправительственной организации Consumer Choice Center. При составлении рейтинга специалисты учитывали большое количество факторов, таких как пассажиропоток, создание безбарьерной среды для маломобильного населения, навигация, наличие магазинов и ресторанов, близость гостиниц и общественного транспорта и другие. В настоящее время проводится глобальная модернизация транспортного узла. На технологические работы предусмотрено отвести 3 года. Они должны быть закончены к началу функционирования четвертого маршрута МЦД-4. «Киевско-Горьковский» маршрут предполагается запустить в срок до 2024 года. В рамках модернизации проводится строительство подземного вестибюля Курского вокзала, которое предусматривает создание комфортных условий для пассажиров и максимальное освобождение территории под нужды пригородного железнодорожного движения. Подземный вестибюль будет оборудован эскалаторами, лифтами и полностью адаптирован для нужд маломобильных групп населения. Данный вестибюль будет связан с основным зданием вокзала при помощи существующих тоннелей № 1,3. Пассажиры смогут быстрее и удобнее добираться от вокзала в метро. К платформам пассажиров будут доставлять удобные эскалаторы и лифты. Сами платформы будут полностью переоборудованы. Уже строятся две новые, островные. Для защиты от солнца, осадков и ветра над ними появятся новые навесы.