Вокзал Никель
ВОКЗАЛ НИКЕЛЬ. По данным историко-краеведческого музея г. Орска первый вокзал станции Никель был построен в 1935 г. Он представлял собой здание барачного типа. Возникновение станции Никель связано со строительством Южно-Уральского никелевого комбината, расположенного в непосредственной близости от железной дороги Оренбург – Орск. В то время еще не существовало сплошной застройки на правобережье Урала, и новый нынешний город представлял собой ряд разрозненных поселков при строящихся предприятиях (ТЭЦ, Крекинг, Локомотив строй, Никель, Первомайский, а также Соцгород). Общественный транспорт отсутствовал. Строители и работники ЮУНК, жившие на Соцгороде и в других отдаленных от комбината районах, добирались на работу рабочим поездом по железнодорожной ветке. Эта ветка проходила от нынешнего центра города через территорию, занимаемую сейчас заводом электромонтажных изделий, по нынешнему проспекту Мира (в районе Южно-Уральского машиностроительного завода и Орского механического завода) и шла на соединение с железной дорогой Оренбург – Орск. Маршрут рабочего поезда заканчивался на станции Никель. Роль этой станции, как части внутригородского транспортного устройства, сохранялась и Генпланом Орска 1946 г., которым наряду с трамвайным и автобусным сообщением предусматривался «железнодорожный транспорт для связи отдельных районов города, организация новых вокзалов в Новом городе, поселке Никель и на сортировочной станции Гудрон, и сохранения существующего вокзала станции Орск». Таким образом, существующее ныне здание вокзала станции Никель построено в 1950-е годы в соответствии с Генпланом Орска 1946 г. Однако эта станция служила не только для связи отдельных частей города, но и как станция междугородного сообщения. Здание вокзала станции Никель представляет собой двухэтажное каменное здание постройки 1957 года. Здание ориентировано главным образом на привокзальную площадь. Фасадная композиция симметрична относительно центральной части со входом, большим световым полуциркульным окном и треугольным фронтоном. По всей длине фасада проходит широкий междуэтажный пояс с подоконными филенками. Окна отмечены имитацией клинчатого камня, простенки заполнены штукатуркой с расшивкой под каменную кладку. Архитектура здания относится к образцам советской неоклассики. Рекомендуется как памятник архитектуры советского периода. Вокзал ст. Никель расположен в северо-восточной промышленной части г. Орска на правой стороне в 3 км. от реки Урал. Он относится к вокзалам берегового типа с одной посадочной платформой. Фундамент вокзала бутово-ленточный, стены кирпичные, толщиной 65 см., перегородки капитальные и тесовые, перекрытия железобетонные, кровля из профнастила на деревянных стропах, полы – метлахская плитка, линолеум, дощатые и цементные. Общая площадь вокзала составляет624,5 кв. м. На перроне имеется складское помещение (бывшее багажное отделение), кипятилка для инвентаря. Вокзал расположен на благоустроенной привокзальной площади с остановкой городского общественного транспорта (трамвай) и автостоянкой. В здании вокзала удобно размещены: билетные кассы по оформлению и продаже билетов на поезда дальнего и пригородного сообщения, дежурный по вокзалу, и светлые залы ожидания. Для хранения ручной клади пассажиров в зале ожидания установлены стационарные камеры хранения. До 1964 года отопление вокзала производилось углем, кочегарка находилась в цокольной части. В 1964 году провели центральное отопление. До 1972 года работало багажное отделение, которое ликвидировали после того, как было построено багажное отделение на вокзале ст. Орск. В 1981 году был проведен капитальный ремонт с перепланировкой внутри вокзала. Билетные кассы, ранее размещенные в цокольной части, были переведены в благоустроенное помещение на 1 этаж. В результате были улучшены условия работы персонала, а пассажирам стало более удобно приобретать билеты. Было расширено фойе, заменено освещение вокзала на лампы дневного света, что улучшило условия пребывания пассажиров на вокзале. Также была заменена кровля вокзала на шифер, а в 1991 г. крыша была покрыта оцинкованным железом. В 1984 –85 гг. был удлинен перрон в обе стороны от здания вокзала для более удобной посадки и высадки пассажиров.