Вокзал Нижний Тагил
Первый железнодорожный вокзал в городе Нижнем Тагиле был построен в 1878 году в связи с сооружением Уральской горнозаводской железной дороги. Он относился ко второму классу. Центральная часть его была возведена каменной, а боковые – деревянными. С центрального входа пассажир попадал вестибюль, где располагались багажное отделение и касса. В правом крыле здания находились зал для пассажиров первого и второго класса со своим буфетом, кабинет начальника станции, а в левом крыле - зал для пассажиров третьего класса с буфетом и почтовое отделение. В 1885 году по УГЖД проехал американский журналист, публицист и путешественник Джордж Кеннан. Конечно, его целью была Сибирь, в которой он изучал особенности русской ссылки. Вот как он описывает станцию Нижний Тагил в своей книге «Сибирь и ссылка. Путевые заметки (1885-1886): «Станция Нижний Тагил, уже на азиатской стороне Уральских гор, где мы остановились на полчаса на обед, могла бы составить честь даже лучшей железные дороге Соединённых Штатов. Солидное здание станции, длиной в 100 футов или даже более, с дебаркадером в 20 футов шириной вдоль всего фасада, было со вкусом окрашены в светло-коричневые тона и покрыто листовым железом красного цвета. Стояло оно посередине обширного искусно разбитого парка или сада, на ровной бархатистый земле, которого выделялись клумбы с распускающимися цветами под густой листвой грациозных белоствольных берез; по сторонам извилистых дорожек росли аккуратно подстриженные кусты; воздух был наполнен благоуханием диких роз и журчанием воды, струившейся из фонтана. В обеденном зале при станции пол был набран из дубового паркета, выложенного геометрическими фигурами, панели обшиты темным деревом и украшенный резьбой, оставшаяся часть стен покрыта обоями под дуб, а карниз убран лепниной. Посередине комнаты стоял длинный обеденный стол, сервированный со вкусом подобранным фарфором, с белоснежными салфетками, высокими стеклянными блюдами из нескольких ярусов, хрустальными канделябрами, миниатюрными кедрами в зелёных кадках, букетами цветов, художественно исполненными пирамидами вытертых до блеска бутылок с вином, простыми кувшинами с подкрашенной водой, аквариумом, полным рыбок, водорослей и морских камешков. Стулья вокруг стола были гнутые, из твердого темного дерева; в одном конце зала стояли дорогие часы, огромные, как «регулятор» американского ювелира, а в другом большая, выкрашенные под бронзу печь, посредством которой был зал обогревался зимой. Лакеи были все строгих костюмах, и из-под жилеток с большим вырезом были видны безукоризненные манишки и белые галстуки; повара, исполнявшие заказы при публике, как в английских ресторанах, были с ног до головы в белом, и в белых колпаках. Не будет преувеличением сказать, что это был один из самых изысканных, со вкусом обставленных и уютных обеденных залов, которые я где-либо видел; и, приступив к прекрасно приготовленному и не менее замечательно сервированному обеду из четырёх блюд. Я никак не мог свыкнуться с мыслью, что нахожусь в безвестном горном поселении Нижний Тагил, на азиатской стороне Уральских гор». Первое здание вокзала прослужило городу более 70 лет. Город рос, появились новые предприятия, и старый вокзал уже не справлялся со своей основной функцией. В 1956 году началось строительство нового здания по проекту архитектора Мезенцова. Проект был типовой, по нему были построены аналогичные здания вокзалов в Магнитогорске, Новокузнецкие и Барнауле. Новое здание вокзала было сдано в эксплуатацию 10 января 1966 года. Вокзал занял доминирующее положение среди многоэтажных домов привокзального района благодаря значительному масштабу объемов, а также центральному положению на привокзальной площади. Осевая композиция здания подчеркнута центральным выступающим объемом, увенчанным треугольным фронтом. Фасады решены в простых архитектурных формах, отвечающих функции сооружения. Чередование светлого и темного цветов создает четкий ритм и придает стройность вокзалу. На первом этаже вокзала разместился вестибюль с билетными кассами, залами ожидания, кафе "Чикен-Хаус", "Пироги да пицца", кафе "Организация питания на вокзалах", "Кофе с собой", торговые точки сувенирной продукции и продажи семян, вендинговые аппараты по продаже кофе, На втором этаже устроены комнаты отдыха пассажиров, зал для пассажиров с детьми. На цокольном этаже находятся санитарные комнаты и другие служебные помещения.