Вокзал Оренбург

О Вокзале
Вокзал Оренбург
ВОКЗАЛ ОРЕНБУРГ. Железная дорога до Оренбурга проложена в 1877 году. В центре города на Привокзальной площади, также в далеком 1877 году, было сооружено вокзальное здание, выполненное из кирпича, став символом блестящей инженерной мысли. Вокзал Оренбурга является и точкой отсчета истории Южно-Уральской магистрали, когда от станицы Батраки через Самару до Оренбурга протянулась линия длиной 512 верст. Одно из самых узнаваемых мест областного центра, архитектурный и исторический памятник федерального значения. Вокзал открылся одновременно с началом движения по новой железной дороге. Один из современников описывал его так: «Вокзал был светлым, поместительным, с высокими потолками, поддерживаемыми при помощи очень нарядных и прочных чугунных пилястров». Здание вокзала было двухэтажным, однако за счет башенных пристроек выглядело выше, чем на самом деле. Центральный вход украшали полуколонны, балкон, лепнина на стенах и карнизах. Тут же находился парадный подъезд для конных повозок. Тогда вокзал вмещал помещения специального назначения, в том числе кабинеты дежурного по станции и начальника станции, и квартиры служащих. Здание было просторным и светлым, благодаря большим окнам и керосиновым фонарям, которые зажигали вечером. Железная дорога жила и развивалась, станция Оренбург начинает регулярно принимать поезда из разных концов страны и ближнего зарубежья. Паровозное депо пополнялось новой техникой, возрастало количество вагонов. К 1893 году число перевезенных пассажиров удвоилось. В это же время Оренбургская дорога вошла в состав Самаро-Златоустовской. Вокзалу необходимо было расширяться, и в 1902 году началась его первая реконструкция. К зданию с обеих сторон были пристроены двух- и трехэтажные крылья. В период с 1912 по 1916 годы работы продолжились – с обеих сторон были возведены двухэтажные строения, а с южной – одноэтажное, с крышей в виде купола. Судя по сохранившимся сведениям, это был специальный зал ожидания для духовенства. В северной части вокзала расположились служебные кабинеты, над ними, на втором этаже, находились службы телеграфа. На старых фотографиях видно, что первоначальный облик здания имел петербургское изящество и строгость форм. С годами появился восточный колорит, выразившийся в куполах кровли боковых пристроек, ведь Оренбург – это и ворота в Азию. В таком виде здание просуществовало до 1936 года, когда по всей его длине был надстроен третий этаж. Полноценных камер хранения на вокзале долгое время не было. Багаж пассажиры могли сдать в передвижную камеру, которая находилась в специально приспособленных вагонах. Они стояли довольно далеко от здания, поэтому багаж туда доставляли на мотороллере. Реконструкция помогла изменить ситуацию: вокзал наконец-то обзавелся собственной камерой хранения. Удивительны и комнаты матери и ребенка. В то время они занимали гораздо больше места, поскольку демографическая ситуация в стране была иной: многодетные семьи были не исключением, а правилом. Персонал составляли женщины в белых халатах. В такой униформе ходили все: и медицинские работники, и дежурные по комнатам. Помещения были украшены барельефами с «детской» тематикой. Спустя тридцать лет снова началась реконструкция: в 1968 году в северном крыле были обновлены служебные помещения, закончилось строительство кассового зала. Для выхода на перрон ко второму и третьему путям был проложен подземный тоннель, а в подвальной части вокзала построили автоматическую камеру хранения для ручной клади. Власти старались не менять первоначальный облик сооружения, поэтому расширение объекта велось за счет грамотного присоединения новых площадей Таким железнодорожный комплекс оставался 35 лет. Старое вокзальное здание было отремонтировано в 2000-2006 годах. В 2003 году оренбургский вокзал обрел новое, или правильнее сказать, прежнее лицо. К празднованию 260-летия города было решено восстановить первозданный внешний вид здания. Перед строителями была поставлена задача – вернуть фасаду былое великолепие, а также заменить кровлю. Заменили старые оконные деревянные рамы и двери на современные изделия из пластика и металла, выполненные в точном соответствии с архитектурным стилем здания. Даже после замены деревянных перекрытий железобетонными и внутренней перепланировки вокзал внешне остался таким же, каким был больше века назад. Более того, мастерам удалось по чертежам и фотографиям восстановить утраченные в советское время элементы художественной отделки. Не оставлен без внимания и внешний вид вокзала. Лампы, установленные на фасаде, в прямом смысле слова преподносят здание в выгодном свете. Оренбургский вокзал открылся после реконструкции 25 января 2007 года, который предстал настоящим дворцом. Внутренние стены трехэтажного вокзала отделаны полированным камнем, сводчатый потолок скрывает современную систему кондиционирования, а освещают залы яркие красивые люстры. На первом этаже располагался кафе-бар, зал ожидания с буфетами, сервис-центр «Оренбуржье». Для пассажиров с ограниченными физическими возможностями были оборудованы специальные пандусы и лифт.
Услуги
Онлайн Табло
Контакты
© Дирекция Железнодорожных Вокзалов – филиал ОАО «РЖД», 2009 - 2024 год. При использовании любых материалов ссылка на сайт dzvr.ru обязательна