Вокзал Орск
ВОКЗАЛ ОРСК. В 1913г. началось строительство железной дороги от Оренбурга до Орска после проведения в 1910 – 1913 гг соответствующих изыскательных и проектных работ, одновременно с железной дорогой было заложено здание вокзала на станции Орск и товарный двор. В 1916году строительство здания вокзала было завершено, строили вокзал пленные немцы, чехи, словаки. В центральной части здания располагался вестибюль, багажное отделение и кассы. В западном крыле – большой зал 1 и 2 класса, ожидальная для дам, туалетные, парикмахерская, буфет, кухня, сервизная, почта и комнаты прислуги. В восточном крыле – зал 3 класса с буфетом, кабинет начальника станции, контора, телеграф, дежурная часть и полицейский участок. Вступил он в строй лишь в феврале 1929г. После окончания строительства железнодорожного моста через р. Урал и начала работы железной дороги. Достроить пути к вокзалу сразу помешала революция, гражданская война и разруха. 12 лет вокзал, возведенный в стиле немецкого классицизма, простоял в ожидании пассажиров. Со временем здание подверглось незначительному изменению, связанному с частичной перепланировкой помещений; Построено на платформе багажное отделение барачного типа и поэтому через бывшее помещение багажного отделения организован сквозной проход на платформу, в зале ожидания 1 и 2 класса устроен ресторан, помещения почты заняла кухня ресторана, разобраны стены, отделявшие кабинет начальник станции и комнату для приезжих от буфета 3 класса, ставшим малым залом ожидания. По прошествии годов утрачены гребень на коньке кровли входного портала, часть декоративных кронштейнов, основания шпилей, крыльцо у северо-восточного угла. В 2004г. произведен капитальный ремонт фасада здания вокзала и кровли крыши. Деревянное ограждение садиков на перроне заменено на кирпично-железное, затем в 2002г. на чугунное по всей длине перрона, поднята первая платформа. Заменены оконные блоки и дверные пары на современные конструкции. Для пассажиров работала 1 билетная касса и 1 багажная касса. Багажное отделение располагалось в вестибюле перед выходом на перрон. Вход/выход пассажиров был организован через привокзальную площадь. Вокзал был в подчинении начальника станции. С развитием пассажирской работы была введена должность начальника вокзала, который контролировал работу вокзала.