Рижский вокзал
Крестовская застава Москвы (ныне площадь Рижского вокзала) начало старинного исторического пути в Троице-Сергееву Лавру. Крестовская застава носила в разные времена и разные названия - Сергеева, Троицкая, Переяславская, Ростовская, Ярославская и Архангельская. Дольше сохранилось название Крестовская. Именно здесь, на рубеже двух веков, и появился Виндавский (ныне Рижский) вокзал, получивший свое необычное, нерусское название от давшей ему жизни магистрали Москва – Виндава (Вентспилс). Как и другие московские вокзалы, Виндавский не сразу обрел свое нынешнее место. Для окончательного выбора места под постройку вокзала уже строящейся линии в Москву приехала от Общества комиссия во главе с известным русским инженером А.П. Бородиным. Пассажирский вокзал решено было построить у Крестовской заставы на обширном пустыре, прилегающем одной стороной к первой Мещанской улице. Строительство началось согласно Высочайшему Указу Николая II от 2 марта 1897 года. Вокзал строился по проекту маститого петербургского архитектора С.А. Бржозовского. Каменное здание, длиной в 58 сажней, шириной в 15, выделяется красивым наружным фасадом в старинном стиле. Состоит оно как бы из трех теремов, соединенных по первому этажу крытыми переходами. Украшают здания многие элементы, встречающиеся в русской архитектуре XVI века - разнообразные формы окна, наличники, кокошники, бегунки, поребрики. Особенно торжественной была центральная часть вокзала с крытым крыльцом, удобным входом. Здание чем-то напоминало кремлевский теремной дворец, считалось самым удобным для пассажиров. Здесь имелась своя электростанция, которая освещала помещения и платформы. Праздник открытия Виндавского вокзала в Москве состоялся 11 сентября в 2 часа дня во временном зале, внутренняя отделка которого так и не закончена, по случаю открытия движения поездов от Москвы, местным духовенством перед иконами было совершено молебствие с водосвятием и возглашением установленного многолетия. В феврале 1995 года после окончания всех работ обновленный и заметно посвежевший Рижский вокзал широко открыл двери пассажирам. Параллельно с реконструкцией вокзала благоустраивалась и примыкающая к нему территория. Построены: подземный переход, связывающий вокзал и станцию метро; эстакада, развязывающая автомобильные потоки. Ко дню 100-летнего юбилея вокзала над центральным входом восстановлены башенные часы, которые 11 сентября 2001 года 14 часов 00 минут колокольным перезвоном возвестили о вступлении вокзала во второй век своего исторического существования. В конце 2011 года было начато техническое перевооружение Рижского вокзала. В здании вокзала распахнула свои двери для пассажиров АРТ- Галерея, вокзал стал более адаптирован для людей с ограниченными возможностями.