Вокзал Саратов-1
Саратов издавна был купеческим городом. Отсюда по Волге отправлялось огромное количество товаров. Но дальние поставки сухопутным транспортом, были затруднительны. По этой причине в 50-х годах позапрошлого века было принято решение о начале строительства участка железной дороги Москва – Саратов. Работы по строительству железной дороги шли тяжело и были завершены лишь к 1871 году. Примерно в то же время в Саратове появилось небольшое здание железнодорожной станции. Архитектор проекта, к сожалению, остался неизвестным. Первый железнодорожный вокзал был небольшим и довольно быстро перестал справляться с растущим числом пассажиров. Поэтому в 1899 году руководство Рязано-Уральской дороги приняло решение реконструировать здание вокзала. Автором нового проекта стал главный архитектор дороги Пётр Зыбин. Проектом был слегка изменён фасад главного корпуса и сделаны боковые пристройки, в которых разместились лучший в городе ресторан, залы ожидания и билетные кассы. На фасаде были установлены часы. В облике здания появились башенки, флюгеры. Появление вокзала неизбежно привело к появлению площади, которую стали называть «привокзальной». Современным жителям Саратова трудно представить её первоначальный образ. Со стороны города почти до Астраханской улицы простирался огромный пустырь. Ввиду того что площадь была пыльной, перед зданием вокзала саратовцы разбили небольшой сквер, вокруг которого до 1887 года ездили извозчики, а затем появились вагончики конно-железной дороги, а с 1908 года Привокзальную площадь опоясало кольцо саратовского трамвая. В 1898 году рядом со старыми были построены новые казармы саратовского военного гарнизона (ныне корпуса университета и училища) на углу Московской улицы и Степана Разина (тогда она называлась Губернаторской), а с правой стороны для любителей конного бега сооружён ипподром (ныне — стадион «Локомотив»). 23 декабря 1939 года, в сквере был торжественно открыт памятник народному комиссару путей сообщения Феликсу Дзержинскому. Историческое здание вокзала просуществовало до 1977 года, когда вновь произвели его перестройку. Причиной такой решительной перестройки было то, что к этому времени вокзал стал тесен, и даже билетные кассы находились в другом здании. На этот раз автором проекта реконструкции выступили сотрудники Государственного проектно-изыскательским института «Ленгипротранс» (проект разрабатывался в 1963-1964 г.г.) С помощью железа, стекла и алюминия зданию придали строгие формы, и его фасад приобрёл современный вид. Увеличилась его этажность - с двух до четырёх этажей, здание вокзала было расширено в сторону привокзальной площади полосой 115 м и шириной 18 м. Важным новшеством стал тоннельный переход, который не только связывает платформы между собой, но и имеет выход к автовокзалу и на привокзальную площадь. Сейчас пассажиропоток на Саратовском железнодорожном вокзале составляет около пяти тысяч человек в сутки. Обслуживаемые направления движения поездов дальнего и пригородного сообщения - Юго-Восточная, Северо-Кавказская, Куйбышевская, Южно-уральская железные дороги. По привокзальным территориям проходит значительная часть маршрутов городского общественного транспорта, объединяющего все районы города. Здание вокзала снова нуждается в реконструкции. В 2010 году между губернатором Саратовской области и ОАО «РЖД» было подписано соглашение о строительстве нового современного вокзала. Был разработан проект, по которому фасад здания со стороны железной дороги будет оформлен в историческом стиле, а со стороны города - в современном. Должен был быть расширен основной корпус, над ним разместиться навес шириной около 10 метров, который соединит автовокзал с железнодорожным. В главном зале ожидания вместо лестничных проёмов планировали установить эскалаторы. Касались изменения и Привокзальной площадь. В первую очередь планировали убрать киоски, вместо них построить торговый центр, подземную парковку, переместить конечные остановки пригородного и городского транспорта. На прежнем месте оставить лишь памятник Дзержинскому и здания, прилегающие к вокзалу. Реконструкцию планировали завершить в 2015 году. Однако реконструкция вокзала так и не началась. К вопросу о новом облике железнодорожного вокзала Саратов вернулись в 2017 году. В 2017-2019 г.г. Дирекцией железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» была подготовлена проектно-сметная документация на реконструкцию здания, проведено анкетирование среди гостей и жителей города Саратова. Опрос горожан показал, что они хотят возвращения к историческому облику здания вокзала. В настоящее время уже выполнены проектно-изыскательские работы, включающие в себя комплекс инженерных изысканий (геодезия, геология, гидрометеорология, экология). Соответствующие разделы проектной документации разработаны в полном объеме и прошли согласования с причастными подразделениями, выдавшими исходные данные и технические условия. Проект получил согласование Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, архитектурно-градостроительного совета МО «Город Саратов». Архитектурные решения рассмотрены на общественных слушаниях и приняты Советом общественной палаты Саратовской области. Проектом предусматривается реконструкция здания вокзала, пассажирского тоннеля, грузового тоннеля, а также новое строительство досмотровых павильонов и пешеходного моста. С целью повышения качества обслуживания пассажиров доступ на островные платформы будет осуществляться через крытый надземный переход. Существующий пассажирский тоннель будет реконструирован для обеспечения транзита граждан между привокзальной площадью и завокзальной территорией с последующей планируемой передачей тоннеля на баланс МУ «Город Саратов». Фасаду здания будет выполнен в классическом стиле, гармонирующем в близлежащими историческими зданиями (здание СГУ, Центральной библиотеки СГУ и т.п.) с оформлением главного входа, портик которого украшен часами и орденами в виде символов города Саратова. В главном вестибюле буде установлен фонтан. Для пассажиров будут обустроены комфортные залы ожидания, комнаты отдыха, детская площадка, запланировано озеленение в помещениях. Планируется установка лифтов, подъемников и эскалаторов. Вокзальный комплекс Саратов будет полностью адаптирован для маломобильных пассажиров. Все сооружения, входящие в вокзальный комплекс будут оснащены элементами транспортной безопасности, соответствующими современным нормативным требованиям. Саратов издавна был купеческим городом. Отсюда по Волге отправлялось огромное количество товаров. Но дальние поставки сухопутным транспортом, были затруднительны. По этой причине в 50-х годах позапрошлого века было принято решение о начале строительства участка железной дороги Москва – Саратов. Работы по строительству железной дороги шли тяжело и были завершены лишь к 1871 году. Примерно в то же время в Саратове появилось небольшое здание железнодорожной станции. Архитектор проекта, к сожалению, остался неизвестным. Первый железнодорожный вокзал был небольшим и довольно быстро перестал справляться с растущим числом пассажиров. Поэтому в 1899 году руководство Рязано-Уральской дороги приняло решение реконструировать здание вокзала. Автором нового проекта стал главный архитектор дороги Пётр Зыбин. Проектом был слегка изменён фасад главного корпуса и сделаны боковые пристройки, в которых разместились лучший в городе ресторан, залы ожидания и билетные кассы. На фасаде были установлены часы. В облике здания появились башенки, флюгеры. Появление вокзала неизбежно привело к появлению площади, которую стали называть «привокзальной». Современным жителям Саратова трудно представить её первоначальный образ. Со стороны города почти до Астраханской улицы простирался огромный пустырь. Ввиду того что площадь была пыльной, перед зданием вокзала саратовцы разбили небольшой сквер, вокруг которого до 1887 года ездили извозчики, а затем появились вагончики конно-железной дороги, а с 1908 года Привокзальную площадь опоясало кольцо саратовского трамвая. В 1898 году рядом со старыми были построены новые казармы саратовского военного гарнизона (ныне корпуса университета и училища) на углу Московской улицы и Степана Разина (тогда она называлась Губернаторской), а с правой стороны для любителей конного бега сооружён ипподром (ныне — стадион «Локомотив»). 23 декабря 1939 года, в сквере был торжественно открыт памятник народному комиссару путей сообщения Феликсу Дзержинскому. Историческое здание вокзала просуществовало до 1977 года, когда вновь произвели его перестройку. Причиной такой решительной перестройки было то, что к этому времени вокзал стал тесен, и даже билетные кассы находились в другом здании. На этот раз автором проекта реконструкции выступили сотрудники Государственного проектно-изыскательским института «Ленгипротранс» (проект разрабатывался в 1963-1964 г.г.) С помощью железа, стекла и алюминия зданию придали строгие формы, и его фасад приобрёл современный вид. Увеличилась его этажность - с двух до четырёх этажей, здание вокзала было расширено в сторону привокзальной площади полосой 115 м и шириной 18 м. Важным новшеством стал тоннельный переход, который не только связывает платформы между собой, но и имеет выход к автовокзалу и на привокзальную площадь. Сейчас пассажиропоток на Саратовском железнодорожном вокзале составляет около пяти тысяч человек в сутки. Обслуживаемые направления движения поездов дальнего и пригородного сообщения - Юго-Восточная, Северо-Кавказская, Куйбышевская, Южно-уральская железные дороги. По привокзальным территориям проходит значительная часть маршрутов городского общественного транспорта, объединяющего все районы города. Здание вокзала снова нуждается в реконструкции. В 2010 году между губернатором Саратовской области и ОАО «РЖД» было подписано соглашение о строительстве нового современного вокзала. Был разработан проект, по которому фасад здания со стороны железной дороги будет оформлен в историческом стиле, а со стороны города - в современном. Должен был быть расширен основной корпус, над ним разместиться навес шириной около 10 метров, который соединит автовокзал с железнодорожным. В главном зале ожидания вместо лестничных проёмов планировали установить эскалаторы. Касались изменения и Привокзальной площадь. В первую очередь планировали убрать киоски, вместо них построить торговый центр, подземную парковку, переместить конечные остановки пригородного и городского транспорта. На прежнем месте оставить лишь памятник Дзержинскому и здания, прилегающие к вокзалу. Реконструкцию планировали завершить в 2015 году. Однако реконструкция вокзала так и не началась. К вопросу о новом облике железнодорожного вокзала Саратов вернулись в 2017 году. В 2017-2019 г.г. Дирекцией железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» была подготовлена проектно-сметная документация на реконструкцию здания, проведено анкетирование среди гостей и жителей города Саратова. Опрос горожан показал, что они хотят возвращения к историческому облику здания вокзала. В настоящее время уже выполнены проектно-изыскательские работы, включающие в себя комплекс инженерных изысканий (геодезия, геология, гидрометеорология, экология). Соответствующие разделы проектной документации разработаны в полном объеме и прошли согласования с причастными подразделениями, выдавшими исходные данные и технические условия. Проект получил согласование Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, архитектурно-градостроительного совета МО «Город Саратов». Архитектурные решения рассмотрены на общественных слушаниях и приняты Советом общественной палаты Саратовской области. Проектом предусматривается реконструкция здания вокзала, пассажирского тоннеля, грузового тоннеля, а также новое строительство досмотровых павильонов и пешеходного моста. С целью повышения качества обслуживания пассажиров доступ на островные платформы будет осуществляться через крытый надземный переход. Существующий пассажирский тоннель будет реконструирован для обеспечения транзита граждан между привокзальной площадью и завокзальной территорией с последующей планируемой передачей тоннеля на баланс МУ «Город Саратов». Фасаду здания будет выполнен в классическом стиле, гармонирующем в близлежащими историческими зданиями (здание СГУ, Центральной библиотеки СГУ и т.п.) с оформлением главного входа, портик которого украшен часами и орденами в виде символов города Саратова. В главном вестибюле буде установлен фонтан. Для пассажиров будут обустроены комфортные залы ожидания, комнаты отдыха, детская площадка, запланировано озеленение в помещениях. Планируется установка лифтов, подъемников и эскалаторов. Вокзальный комплекс Саратов будет полностью адаптирован для маломобильных пассажиров. Все сооружения, входящие в вокзальный комплекс будут оснащены элементами транспортной безопасности, соответствующими современным нормативным требованиям.