Вокзал Смоленск
Вокзал Смоленск открыт в 1868 году в составе линии Орловско-Витебской железной дороги, а в 1870 году открыт проложенный параллельно ей первый участок Москва — Смоленск Московско-Брестской железной дороги. До революции 1917 года было два пассажирских вокзала - Орловско-Витебской (Риго-Орловской) и Московско-Брестской (Александровской) железных дорог, оба вокзальных здания стояли параллельно друг другу между железнодорожными путями и были соединены между собой аркой с часами. Старое, довоенное здание вокзала было разрушено во время войны. Новое построено в 1949—1951 годах по проекту архитекторов Б. С. Мезенцева и М. А. Шпотова. Это интересное инженерное и архитектурное сооружение. Кассовый вестибюль со сводчатым потолком переходит в транзитный зал, оформленный в виде могучей колонной галереи коринфского ордера. За транзитным залом помещение также перекрытое сводчатым потолком, украшенным лепными изображениями Спасской башни Московского Кремля и одной из башен Смоленской крепости. Железнодорожный вокзал станции Смоленск второй по величине вокзал России. Островное положение вокзала (расположен между приемоотправочными путями) образовалось еще в ХIХ веке в результате развития транспортного узла, который ныне соединяет несколько железнодорожных линий. Пассажирские тоннели связывают здание вокзала с промежуточными платформами. Вокзал имеет самостоятельные выходы с правой стороны на платформу Минского направления и с левой стороны — Московского. После ВОВ в 1951 г. было построено современное здание вокзала. Вокзал является историческим памятником регионального значения.