Вокзал Томск-1

О Вокзале
Вокзал Томск-1
Вокзал Томск-I считается воротами и визитной карточкой г.Томска, с населением 568,5 тыс. человек, расположенного в Томской области на границе Западно-Сибирской равнины и отрогов Кузнецкого Алатау на правом берегу р.Томь. Станция Томск-I - небольшой железнодорожный узел на однопутной ветви Тайга-Белый Яр (Томская ветвь), соединяющий Томск с Транссибирской магистралью. В 1604 году по наказу Бориса Годунова на татарской земле на берегу реки Томь, в 60-ти км от места впадения её в р.Обь, на южном мысу Воскресенской горы была сооружена Томская крепость для защиты окрестных народов от нападений воинствующих соседей – киргизов и калмыков. В XVIII веке границы российского государства отодвинулись далеко на юг и восток, Томск потерял своё оборонительное значение, и с этого времени вплоть до советских времён - место ссылки. В ссылке в Томске побывали анархист Михаил Бакунин, декабрист и философ Гавриил Батеньков, арап Петра I Абрам Ганнибал, княжна (невеста императора Петра II) Екатерина Долгорукова, поэт Николай Клюев, писатель Владимир Короленко, писатель и философ Александр Радищев и другие. В 1719 году Томск был причислен к Енисейской провинции, в 1726 году – к Тобольской, а в 1782 году получил статус областного города Тобольского наместничества. После создания Сибирского тракта Томск стал важным центром транзитной торговли, и в 1804 году - центром огромной Томской губернии, которая включала в себя территории нынешних Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей, Восточно-Казахстанской области (Казахстан) и часть Красноярского края. После открытия в 1888 году в Томске Императорского Томского университета (первого в Сибири) широко распространилось неофициальное название города «Сибирские Афины». При строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали место для моста через реку Обь было выбрано значительно южнее Томска, в районе современного Новосибирска, и Транссибирская магистраль прошла в обход крупнейшего на то время в Сибири города. 22 июля 1896 года была открыта железнодорожная ветка до Томска, но она являлась тупиковой и город потерял значение транспортного узла. Вокзал на станции Томск отстроили с октября 1895-го по март 1896 гг., затем в течение трёх месяцев украшали здание деревянной резьбой, вели внутреннюю отделку помещений, обставляли мебелью, экзотическими растениями в кадках, вешали на стенах картины, чтобы пассажиры в казенных помещениях чувствовали себя как дома. Открыт был вокзал 17 июля 1896 года. Однако менее чем за год пассажиры предпочли делать посадку и выходить из поезда по приезде в Томск на Степановском разъезде, где был лишь деревянный домик – полуказарма небольшой площади. Железнодорожники не стали спорить с пассажирами, и уже на стыке весны-лета 1897 года приступили к сооружению на разъезде Степановском вокзала и станционного комплекса. В 1898 году разъезд был преобразован в станцию Степановка, в 1898 году переименован в станцию Межениновка, на которой уже имелись вокзал - деревянный и одноэтажный, на высоком каменном постаменте, с просторными летними галереями с северной и южной сторон (см. фото), служебные здания и жилые дома, а также было организовано рабочее место начальника Томской ветви. Приезжающим в губернский центр было непонятно, почему они выходят на перрон на станции Межениновка, и 1 января 1909 года Томская городская дума приняла решение переименовать станцию Межениновка в станцию Томск-I, а станцию Томск – в станцию Томск-II. Имя Николая Меженинова, начальника строительства Средне-Сибирской дороги позже было закреплено в названии разъезда, расположенного на 38-ом километре Томской ветви (станция Межениновка). Вокзал Томск-I неоднократно расширялся и перестраивался. Последний проект самой масштабной реконструкции был разработан институтом «Сибжелдорпроект». Строительные работы начались в октябре 2001 года, и в 2004 году реконструкция, приуроченная к 400-летию Томска, была завершена. При реконструкции здания вокзала выполнена перепланировка помещений, проведена отделка залов ожидания, билетных касс и других помещений мрамором и гранитом. Проведены работы по благоустройству привокзальной площади и прилегающей территории. К услугам пассажиров на вокзале имеются комнаты длительного отдыха, камера хранения ручной клади, зал повышенной комфортности, медпункт, киоски по продаже продуктов питания, санитарно-гигиенические помещения. В здании вокзала Томск-1 31 марта 2007 года состоялась первая Ассамблея «Томские Колумбовские встречи» в честь организаторов и участников экспедиции «Сибирь - Индийский океан», проходившей с 12 декабря 2006 года по 19 февраля 2007 года, и 15 декабря 2007 года – вторая Ассамблея по итогам экспедиции «Томск - Гималаи 2007 – сплав с Эвереста», при проведении которых были даны костюмированные балы и путешественники чествовались в традициях ушедших веков.
Услуги
Онлайн Табло
Контакты
© Дирекция Железнодорожных Вокзалов – филиал ОАО «РЖД», 2009 - 2024 год. При использовании любых материалов ссылка на сайт dzvr.ru обязательна