Вокзал Вязовая
ВОКЗАЛ ВЯЗОВАЯ — выявленный объект культурного наследия (памятник архитектуры и градостроительства), 1890 г. Станция появилась в 1890 году на 791 версте от Самары при строительстве Самаро-Златоустовской железной дороги для обслуживания металлургических предприятий. В этом же году на станции было построено одноэтажное здание вокзала. Автор проекта неизвестен. В «Отчёте по эксплуатации Самаро-Златоустовской железной дороги» за 1898 год про вокзал отмечалось: «Пассажирское здание кирпичное. Имеются залы трёх классов, телеграф, почтовое отделение, контора, касса, кухня буфета, комнаты для мужчин, сени парадные, ламповая». Здание вокзала было построено на пологом берегу реки Юрюзань, и ввиду заболоченности местности его установили на сплошной каменной «подушке» высотой около полутора метров. В конце XIX века станция Вязовая была одной из самых крупных и благоустроенных на дороге. В девяти верстах от неё находился Юрюзанский завод, бывший в аренде у князя Белосельского. Завод производил сортовое и котельное железо, выделку железнодорожных скреплений и мостов. В двадцати семи верстах располагался Катав-Ивановский рельсопрокатный и железоделательный завод того же князя. Этот завод считался одним из самых рентабельных среди всех уральских горных заводов. Он вырабатывал в год свыше миллиона пудов рельсов (экземпляр части рельса этого завода сейчас находится в музее истории ЮУЖД). В «Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге» (1901—1902) ст. Вязовая посвящено несколько строк: «...в 9 верстах Юрюзанский чугуноплавильный и железоделательный завод (7896 душ обоего пола). На заводе 3 доменные печи, 12 сварочных печей и 8 прокатных станов». То есть через станцию предполагалось осуществлять железнодорожное обслуживание металлургических предприятий. В 1903—1905 годы отведена Катав-Ивановская железнодорожная ветка. Наружная облицовочная кладка стен вокзала признана замечательным образцом русской архитектуры конца XIX — начала XX века. В «Путеводителе по Советскому Уралу» о Вязовой говорится как об одной из лучших и благоустроенных станций. Некоторое время большую часть вокзала занимал ресторан, который в конце 1960-х годов был закрыт. В 1970-х годах на станции имелись пункт технического осмотра вагонов, локомотивное депо, дистанция пути, узел связи, больница, товарная и багажная контора. В 2005 году закончилась реконструкция. Полностью обновили интерьер, зал ожидания, кассы и служебные помещения. Внешний облик здания и элементы декора остались в первозданном виде. Вокзал вмещает до ста человек. В 2005 году вокзал был реконструирован. Здесь полностью обновили внутренний интерьер, зал ожидания, кассы и служебные помещения. Внешний облик здания и все элементы декора остались в первозданном виде.